В Издательском доме «Познание» вышел в свет сборник VI международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада» (Москва, 11–13 апреля 2019 года) под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева).
24 августа 2022

В Издательском доме «Познание» вышел в свет сборник VI международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада» (Москва, 11–13 апреля 2019 года) под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева).

В Издательском доме «Познание» вышел в свет сборник материалов международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада» (Москва, 11–13 апреля 2019 года) под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева).

Ведущие зарубежные и отечественные патрологи, богословы и историки Церкви рассматривают актуальные вопросы изучения личности, эпохи и богословского наследия святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (ок. 330–379) — одного из трех «великих учителей и святителей» Православной Церкви, издревле широко почитавшегося в Византии и до сих пор глубокочтимого во всем христианском мире.

В сборник вошли 27 докладов исследователей трудов свт. Василия Великого из России, США, Австралии, Италии, Великобритании, Франции, Германии, посвященные таким темам как: происхождение и церковное служение святителя Василия; его полемика против различных ересей и церковных расколов IV в. — ариан, савеллиан и маркеллиан, павлиниан и др.; литературные особенности его творений и его экзегетического метода; его учение о Боге и богопознании, о сущности и именах Божиих, о творении мира, о человеке и человеческой природе, о Боговоплощении и спасении, о Церкви и аскетическом делании; а также его влияние на становление богословской традиции христианского Востока и Запада, вплоть до заимствования идей Каппадокийского святителя в «философии имени» А. Ф. Лосева.

Книга будет полезна для углубления знаний по патристике, церковной истории, догматическому богословию, христианской антропологии, а также при подготовке студентов теологических, историко-философских, исторических, культурологических и религиоведческих специальностей.


Содержание сборника

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)  «Литургия святителя Василия Великого в контексте его богословских идей»;

Епископ Ириней (Стинберг) «Литургия творения: богословская космология и литургическое видение святителя Василия Великого» (Сан-Франциско, США);

Иеромонах Иоанн (Копейкин) «Любовь и правосудие Божии в повествовании анафоры святителя Василия Великого о сотворении и грехопадении человека в контексте его богословских сочинений»;

Стефано Паренти «От анафоры святителя Василия Великого к анафоре святителя Иоанна Златоуста. Размышления относительно гармонизации пятьдесят лет спустя после Иеронима Энгбердинга» (Рим, Италия);

Протоиерей Иоанн Бэр «Учение святителя Василия Великого об имени Христа и «тайне Божией»» (Нью-Йорк, США);

Марвин Джонс «Богословский путь святителя Василия Великого к принятию «единосущия»» (США);

Изабель д’Андиа ««Сопоклонение и сопрославление» Святого Духа с Отцом и Сыном в трактате святителя Василия Великого «О Святом Духе»» (Париж, Франция);

А. Р. Фокин «Теория - «двойственного слова» и ее место в богословии святителя Василия Великого»;

Льюис Айрес «Апофаза и дисциплина богословской речи у святителя Василия Великого» (Великобритания);

П. Б. Михайлов «Φυσιολογία как богословский метод в наследии святителя Василия Великого»;

Клаудио Морескини «Святитель Василий Великий и философия (Италия)»;

Г. Е. Захаров «Феномен «церковного течения» в корпусе писем святителя Василия Великого»;

Священник Михаил Легеев – «Проблемы толкования «правила о чиноприемах» святителя Василия Великого (первое правило «Первого канонического послания» к свт. Амфилохию Иконийскому)»;

Фолькер Дреколь – «Священное Писание, язык и речь в «Беседах на Шестоднев» святителя Василия Великого» (Германия);

О. В. Алиева «Моисей в пустыне: святитель Василий Великий о становлении пророка»;

Н. А. Липатов-Чичерин «Толкование на пророка Исаию», приписываемое святителю Василию Великому: критический обзор исследований проблемы авторства;

Стивен Гильдебранд «Духоносные души, просвещенные Святым Духом: святитель Василий Великий о восхождении души» (США);

Деспина Прассас «Принцип «золотой середины» и роль медицинского искусства в аскетическом делании у святителя Василия Великого» (США);

Кьяра Омбретта Томмази «Святитель Василий Великий и языческие пережитки в позднеантичной Каппадокии» (Италия);

Анна Сильвас «Экспедиции в места, связанные со святыми — Василием Великим, Макриной и Григорием Богословом» (Армидейл, Австралия);

Монсеньор Франческо Браски «К вопросу о связях святителей Василия Великого и Амвросия Медиоланского: переписка и примеры общего вероучительного наследия» (Милан, Италия);

Иеромонах Амвросий (Мацегора) «Влияние святителя Василия Великого на пневматологию святителя Амвросия Медиоланского: значение предлогов в тринитарном богословии»;

Диакон Сергий Кожухов  «Святитель Василий Великий и другие Каппадокийцы о двух природах во Христе в текстах Иоанна Грамматика»;

Игумен Дионисий (Шленов) «Монашеские правила» святителя Василия Великого в византийской аскетической традиции VIII–XI вв.»;

П. К. Доброцветов «Наследие святителя Василия Великого в творениях святителя Григория Паламы. Некоторые наблюдения»;

Адальберто Майнарди «Святитель Василий Великий и его влияние на русское монашество» (Италия);

Протоиерей Сергий Шкуро «Проблема соотношения имени, сущности и энергии у святителя Василия Великого и в философии имени А. Ф. Лосева».



Возврат к списку